16-го января 2019 г. прошло заседание комитета по государственно-правовым вопросам Общественного совета, которое было посвящено антикоррупционной стратегии РА 2019-2022 и плану действий по ее осуществлению.
19-го декабря 2018 г. министерство юстиции представило данный документ на публичное обсуждение.
Председатель комитета по государственно-правовым вопросам Общественного совета, президент Армянской ассоциации юристов Карен Задоян, отметил в своей речи, что антикоррупционная стратегия в первую очередь должна соответствовать международным документам, принципам разработки подобных стратегий, в частности, речь идет о принципах заявления Куала-Лумпур об антикоррупционных стратегиях (2013 г., 21-22 октября). Она должна исходить из обязательств, принятых РА по международным договорам, и соответствовать рекомендациям, нашедшим место в докладах международных организаций, а также соответствовать внутреннему законодательству страны и требованиям, предъявляемым подобным стратегическим документам.
«Данный документ должен быть подготовлен таким образом, чтобы простой гражданин мог его прочитать и таким образом понять, что изменится в его жизни в результате его осуществления», — по словам К. Задояна, не является целесообразным, чтобы в него были включены такие малейшие проблемы, как оцифровка трудовых книжек и т.д.
Карен Задоян, касаясь вопроса независимого антикоррупционного органа, заметил, что можно перечислить названия более десятка органов, занимавшихся/занимающихся борьбой с коррупцией, однако нет даже одного органа, ответственного за результаты данной борьбы. То есть, до сих пор действует децентрализованная модель борьбы с коррупцией, которая не оправдала себя.
По проекту антикоррупционной стратегии, представленному на публичное обсуждение, не предусматривается создание независимого универсального антикоррупционного органа, который будет наделен функциями предупреждения коррупции, антикоррупционного образования, (предварительного) расследования, а также функциями оперативно-розыскной деятельности. Премьер-министр РА Никол Пашинян в своих публичных выступлениях многократно говорил о независимом универсальном антикоррупционном органе и необходимости его создания.
Необходимость в суде, специализированном в коррупционных делах, или особом специализированном судебном персонале также была обсуждена. На данный момент в ряде стран существуют специализированные антикоррупционные суды.
По проекту стратегии планируется введение регистрационного журнала бенефициарных владельцев. Вследствие запуска регистрационного журнала юридические лица будут иметь право (а не обязанность) на раскрытие бенефициарных владельцев. С этой целью предлагается основать реестр бенефициарных владельцев, где все юридические лица будут обязаны регистрироваться и раскрывать своих бенефициарных владельцев.
Член Общественного совета Ованнес Ованнисян сказал, что в проекте стратегии очень мало места уделяется участию организаций гражданского общества (ОГО) и средств массовой информации (СМИ) в планируемых мероприятиях. На всех стадиях выполнения мероприятий, предусмотренных в стратегии, начиная с разработки антикоррупционной политики, обсуждения и экспертизы документов, информирования общества и осуществления образовательных проектов, заканчивая этапом мониторинга и оценки осуществляемых мероприятий, необходимо предусмотреть и как можно больше расширить участие и роль неправительственных организаций и СМИ.
Член Общественного совета Марат Атовмян отметил, что, несмотря на то что в проекте отдельная часть выделена для информирования общества и антикоррупционного образования, мероприятия, направленные на придание содержательной основы антикоррупционному образованию в трехступенчатой образовательной системе, не были включены в данный раздел. При этом для формирования нетолерантности коррупции в обществе важное значение имеет вопрос антикоррупционного воспитания поколений. Для его решения игроки трехступенчатой образовательной системы страны должны взять на себя долю ответственности.
Члены комитета по государственно-правовым вопросам озвучили ряд других предложений, которые будут внесены в пакет рекомендаций для отправки в Общественный совет РА. После утверждения Общественным советом пакет будет представлен Министерству юстиции РА для включения в окончательный вариант документа.