Представлен отчет мониторинга «Антикоррупционной стратегии Республики Армения и плана мероприятий по ее реализации на 2019-2022 годы»

Армянская ассоциация юристов и Антикоррупционная коалиция ОГО Армении совместно провели мониторинг мероприятий «Антикоррупционной стратегии Республики Армения и плана мероприятий по ее реализации на 2019-2022 годы», запланированных на 2019-2020 годы.

В результате был подготовлен отчет Мониторинга «Антикоррупционной стратегии Республики Армения и плана мероприятий по ее реализации на 2019-2022 годы».

Сегодня, 20 апреля, прошла онлайн-конференция по обсуждению отчета. В конференции приняли участие представители государственных органов, организаций гражданского общества, юристы и адвокаты.

На конференции, со вступительной речью выступил президент Армянской Ассоциации юристов Карен Задоян. По его словам, это была уникальная стратегия, с широкой инклюзивностью и была принята усилиями как гражданского общества, так и государственных органов. Карен Задоян отметил, что особенно важно то, что стратегия преследовала две конкретные цели: создание институциональной системы противодействия коррупции и закрепление антикоррупционных основ (антикоррупционное просвещение, предупреждение, расследование коррупционных дел (неотвратимость наказания).

«Сосредоточив все внимание на основных и конкретных вопросах антикоррупционной стратегии, мы не были так внимательны в плане мероприятий, а также мониторинга и оценки. Проводя этот мониторинг, мы указываем, что в этих вопросах имеются много пробелов. Можно сказать, что система оценки и мониторинга не позволяет нам оценить реальные и качественные результаты решения вопросов и задач противодействия коррупции, измерить среднесрочные и долгосрочные последствия. Это очень важно, потому что уровень реализации мероприятий в основном оценивается, не имея стандартов качества», — сказал президент ААЮ, говоря о проблемах.

Г-жа Арпине Акопян, председатель Управляющего Совета Антикоррупционной коалиции ОГО Армении, сообщила, что на этапе разработки стратегии Коалиция представила около 113 предложений, 80% из которых были включены в стратегию. «Только совместные усилия позволяют добиться результатов в сфере противодействия коррупции, и очень важно, чтобы государственные органы и ОГО работали вместе», — сказала она.

Говоря об органах по борьбе с коррупцией, г-жа Лусине Акопян, координатор Армянской национальной платформы Форума гражданского общества (ФГО) Восточного партнерства (ВП), президент неправительственной организации «Ассоциация Правовая Европа», затронула вопрос непрозрачности и неконкурентоспособности кадрового назначения. процесс. «Это отличная гарантия искоренения коррупции, и даже в случае с Защитником прав человека глобальная сеть национальных институтов по правам человека предусматривает такие требования, чтобы исключить даже те должности, которые годами считались дискреционными, чтобы исключить политические назначения», — сказала Лусине Акопян.

Г-жа Мариам Галстян, начальник управления разработки и мониторинга антикоррупционной политики Министерства юстиции, отметила, что мониторинг стратегии был и остается самым слабым звеном. «Когда мы проводили оценку, заметили, что у нас здесь серьезные проблемы, и теперь планируем изменения в стратегии, чтобы иметь более эффективный и действенный механизм мониторинга», — сказала она.

Г-жа Сюзанна Согомонян, эксперт по вопросам борьбы с коррупцией Армянской Ассоциации юристов, представила отчет о мониторинге «Антикоррупционной стратегии Республики Армения и плана мероприятий по ее реализации на 2019-2022 годы»

По ее словам, в рамках мониторинга проводился мониторинг реализации стратегии, проведены углубленные экспертные интервью с ключевыми органами, ответственными за действия, предусмотренные планом действий, организованы обсуждения в фокус-группах с заинтересованными государственными органами, ОГО и экспертами. Один из основных поднятых вопросов заключается в том, что во многих случаях, когда мы оцениваем уровень результативности того или иного действия, он формально оценивается по стратегии и индикаторам реализованной стратегии. Однако, при изучении качественного аспекта, замечаем, что есть серьезные проблемы, которые не решаются выполненным действием. К сожалению, таких действий в стратегии очень много. Среди них особенно велико отсутствие гарантий независимости институциональной системы. С одной стороны, были созданы Комиссия по предупреждению коррупции и Антикоррупционный комитет, а с другой стороны, подбор персонала производился в результате непрозрачных и политических договоренностей (в случае Комитета назначения еще не произведены, но законодательные механизмы позволяют оказывать политическое влияние на этот процесс).

Основная проблема ОГО заключалась в том, что во многих процессах их голоса не могли быть услышаны: либо не гарантировано участие, либо участие носит формальный характер.

Подводя итоги мероприятия, Карен Задоян отметил, что необходимо в кратчайшие сроки полностью пересмотреть стратегию, определив показатели уровня результатов как для реализации мероприятий, так и для их оценки.